Ташкентский серебряный наперсток Советского времени


Ташкентский серебряный наперсток Советского времени



В.Н.Клещинов



Многие фабрики, мастерские и другие предприятия изготовляли серебряные наперстки в Советское время. Но до недавнего времени не были известны рис.1 рис.2наперстки, сделанные в Узбекистане, и мне удалось отыскать подобный предмет.
По внешнему виду этот серебряный наперсток напоминает черненые изделия дагестанских мастеров (Рис. 1,2). Но при внимательном его изучении выяснились ряд отличий от дагестанских наперстков. Во-первых: на наперстке хорошо видно клеймо изготовителя – «К2» (Рис. 3), что означает (по известному Справочнику Н.Г.Троепольской), что это работа Промкомбината «Ремточмех», отделение № 33, 37, город Ташкент, 1962 год. Этому времени изготовления соответствует, и пробирное клеймо в виде рис.3рис.4 прямоугольника с выпуклыми противоположными сторонами с эмблемой серпа и молота на фоне пятиконечной звезды цифрами 875 и буквой «М» (Московская инспекция пробирного надзора». Во-вторых: способ изготовления заготовки данного наперстка отличается от применяемых в Дагестане. В этом случае заготовка сделана методом глубокой вытяжки, а на дагестанских наперстках, как правило, видны сварочные швы, что говорит об изготовлении их из серебряных листов. Да и бордюр на ташкентском наперстке просто выдавлен, а не припаян рис.5 рис.6 (Рис. 4). В-третьих: на описываемом наперстке по всей боковой поверхности изображен стилизованный цветок или соцветие в нише (Рис. 1,2). Похожее растение изображали на 20 рублевых узбекских монетах времени существования Советской Хорезмской Республики (Рис. 5, увеличенный фрагмент подобной монеты) и во всех нумизматических каталогах это растение называют «стебель джугары» - древней зерновой культурой. Но, на мой взгляд, это просто нераскрывшееся соцветие хлопка.
После присоединения Средней Азии к России в конце 19 века на многих узбекских рис.7украшениях появились различные изображения, выполненные методом чернения по серебру (Рис. 6, часть узбекского национального украшения «тумора»). Своих мастеров по чернению в Узбекистане не было и этим ремеслом занимались приглашенные дагестанские мастера (Д.А.Фахретдинова. Ювелирное искусство Узбекистана, Ташкент, 1988). Дагестанские мастера-ювелиры навсегда осели в Узбекистане, даже в настоящее время в Ташкенте существует целая улица, на которой они проживают.
В-четвертых: необычно выглядит и рабочая поверхность на вершине описываемого наперстка – она состоит из ромбов, а свободное от ромбов место заполнено точками (Рис. 7). Подобные ромбовидные вершины встречаются только на серебряных наперстках, изготовленных на Гоцатлинском художественном комбинате в Дагестане.
Таким образом, исходя из всего выше сказанного, описываемый серебряный наперсток можно с уверенностью отнести к изделиям Ташкентского производства.




25 октября 2011г.