Русские серебряные наперстки, изготовленные Генрихом Франц Рюсселем


Русские серебряные наперстки, изготовленные Генрихом Франц Рюсселем



В.Н.Клещинов



Открытие имени Г. Рюсселя как мастера по изготовлению серебряных наперстков с железной рис.1 рис.2 вершиной принадлежит Е. Сосна. Впервые Е.Сосна упоминает это имя в своей статье «У каждой пташки свои замашки» в журнале «Родина в 1996 году (правда, фамилию она перевела как Риссель). Эту статью можно найти и прочитать на сайте И. Сотниковой. А начиная с 2005 года, Е.Сосна несколько раз упоминает фамилию мастера в нескольких своих выпусках «Материалы к истории швейного наперстка в России» и даже приводит одну фотографию наперстка Г.Рюсселя из фондов Тульского краеведческого музея.
Если взглянуть в известный справочник М.М. Постниковой-Лосевой с соавт. (1983 г.), то на рис.3 рис.3aрис.3b странице 193 можно прочитать об этом мастере следующее: Рюссель Г.Ф. родился в г. Лондон, приехал в Петербург в 1825 году, работал подмастерьем до 1830 года, далее мастером до 1832 года, а с 1849 года имел собственную мастерскую, которая упоминалась до 1880 года.
По-всей видимости, английское происхождение мастера объясняет выбор им изготовление серебряных наперстков с железной вершиной, так как именно в Англии, по крайней мере, с 18 века, довольно широко производили подобные наперстки, правда чаще сделанные рис.4 рис.2 из латуни. У меня в коллекции есть один такой экземпляр (Рис. 1). Приобрел я этот наперсток на какой-то барахолке в Европе, но во многих книгах по истории наперстков часто представлены подобные экземпляры и описаны они как английского происхождения. На рисунке хорошо видно, что железная вершина наперстка сильно пострадала, металл очень окислился.
Внимательно осматривая серебряные наперстки с железной вершиной из своей коллекции, я обнаружил до десяти штук предметов, которые можно было отнести к работе Г.Рюсселя. Но принадлежность изделия к мастеру следует определять рис.5 рис.5aрис.5b по его клейму. Из того же справочника М. М. Постниковой-Лосевой с соавт. Узнаю, что клеймом Г.Рюсселя является две английские буквы HR (Рис. 2). Вооружившись этими знаниями и 10-кратной лупой, я начал просматривать отобранные наперстки и сразу наткнулся на два наперстка с клеймом “HR” (Рис. 3, 3а). Правда, у одного наперстка не было железной вершины, а на ее месте была рис.6 рис.3a ровная серебряная поверхность. Но при тщательном рассмотрении стало видно, что она просто отсутствует – свалилась от времени. Зато отсутствие вершины на этом наперстке компенсировало второе клеймо с гербом города Петербурга и датой – 1850 (Рис. 3б).
Следующий наперсток, кроме клейма мастера, имеет и пробирное клеймо – 84 АР (Рис. 4, 4а). Еще три наперстка с железной вершиной, атрибутированные, как сделанные Г.Рюсселем, кроме клейм мастера имели и пробирные клейма последней четверти 19 века (Рис. 5, 5а, 5б). Попался даже наперсток с инициалами хозяйки – НМ (Рис. 6, 6а).
Окрыленный успехами на поприще изучения клейм на серебряных наперстках с железными рис.7 рис.7a вершинами, я решил проверить клейма и на других серебряных наперстки, по внешнему виду похожих на них. И здесь меня ждала замечательная удача. На одном из серебряных наперстков с сердоликовой вершиной, но очень похожим по стилю изготовления на наперстки, изготовленные в мастерской Г.Рюсселя, я обнаружил сразу три «читаемых» клейма (Рис. 7). Первое – клеймо мастера HR (Рис. 7а), второе – пробирное клеймо – 84 (Рис. 7б) и третье – клеймо с гербом города Петербурга и датой - 49 , то есть 1849 год (Рис. 7в). Из этого я делаю вывод, что в первое время (а Рюссель открыл собственную мастерскую именно в 1849 году) мастер выпускал серебряные наперстки не только с железной вершиной, но использовал для этой цели и поделочные камни.
Поверив в свою способность определять наперсточные изделия Г.Рюсселя, я пошел дальше и рис.7b рис.7b1 заглянул в другую часть коллекции, а именно, в золотые наперстки. Мне сразу же бросился в глаза один наперсток с характерным для Рюсселевских наперстков бордюром. Бордюр большинства его наперстков не гладкий, а как бы обработан под алмазную грань (Рис.8). При изучении клейм этого золотого наперстка оказалось, что одно клеймо содержит герб города Петербурга и цифры рис.8 рис.8aрис.8b 56 (Рис. 8а), а второе имеет две буквы «НR» (Рис. 8б). И этот золотой наперсток оказался изготовлен в мастерской Г.Рюсселя.
Таким образом, в настоящее время, можно констатировать тот факт, что англичанин по происхождению, Рюссель Генрих Франц, приехав в город Петербург, с 1849 по 1880 годы в значительном количестве изготовлял изящные золотые наперстки, серебряные наперстки с вершиной из поделочных камней и, чаще всего, серебряные наперстки с железной вершиной. Вернее, было бы, назвать эту часть его наперстков «навершием», так как железная часть на наперстках занимает не только вершину, но и значительную область боковой рабочей поверхности.

9 июня 2012г.