Ростовская финифть


Ростовская финифть



Ирина Сотникова

Ростов — старинный русский город, впервые упоминается в летописи в 862 году. Со второй половины XVIII века в Ростове существует самобытный промысел художественной финифти. Ростовская финифть Это миниатюрная живопись по эмали, в такой технике изготавливалась церковная утварь, т.к. возник промысел в виде небольшой монастырской мастерской. В XIX веке промысел представлял собой ряд мелких семейных мастерских, каждая из которых строго хранила секреты своего производства. К началу XX века промысел стал угасать, поэтому в 1911 году была открыта специализированная школа-мастерская, где опытные мастера А.А.Назаров и Н.И.Дубков готовили молодежь, которая позднее стала ядром промысла.
После революции была организована художественная финифтяная артель, и промысел получил новое развитие, большую роль в этом сыграл известный художник С.В.Чехонин, по рисункам которого были созданы работы с орнаментальной цветочной эмалевой росписью. В 20 и 30-е годы много и плодотворно работали мастера Дубков и Назаров, а затем ученики Назарова: Н.А.Карасев, Н.М.Хрыков, М.М.Кулыбин. Ростовская финифть с успехом демонстрировалась на международных выставках. В 1958 году на Всемирной выставке в Брюсселе она была удостоена золотой медали.
Изготавливают финифть из меди. На пластинку накладывают эмалевую массу, после обжига на затвердевшую поверхность наносится рисунок и выполняется роспись эмалевыми красками на скипидарном или лавандовом масле, затем пластинка обжигается вторично. Процесс описан только в общих чертах, на самом деле операций гораздо больше, изготовление финифти довольно трудоемко.
Фабрика "Ростовская финифть", преобразованная в 1960 году из художественной финифтяной артели, производит преимущественно ювелирные изделия и сувениры с декоративными цветочными композициями, а также сюжетными миниатюрами (мастера А.М.Кокин, В.В.Горский, И.И.Солдатов, В.Г.Пителин и другие).
Изделия фабрики находятся в Музее народного искусства в Москве, Государственном Историческом музее, Государственном Русском музее и других музеях России.
Наперстки "Ростовской финифти" очень декоративны, в них роспись по эмали сочетается со сканью (филигранью) и зернью. Слово "скань" древнеславянское и означает свить, скрутить, что отражает технику изготовления тонкой витой проволочки, из которой состоит узор. Зернь — это маленькие шарики, напаянные на узор из филиграни. Диковинные цветы, яркие краски росписи по эмали украшают изделия, придают им необыкновенно нарядный вид.


Использованная литература:
Бардина Р.А. Изделия народных художественных промыслов и сувениры. — М.: Высшая школа, 1977.
Орловский Э.И. Изделия народных художественных промыслов. — Л.: Лениздат, 1974.
Попова О.С., Каплан Н.И. Русские художественные промыслы. — М.: Знание, 1984.
Барадулин В.А. и др. Основы художественного ремесла. — М.: Просвещение, 1979.
Каплан Н.И., Митлянская Т.Б. Народные художественные промыслы. — М.: Высшая школа, 1980.
Федотова Т.П. Вокруг Ростова Великого. — М.: Искусство, 1987.
БСЭ. Изд. 3-е. — М.: СЭ, 1970-1978.


сентябрь 2003г.