Кубачинские серебряные наперстки Советского периода


Кубачинские серебряные наперстки Советского периода



В.Н.Клещинов



Так как настоящая статья написана специально для Сайта «Русские наперстки», я не буду рис.1 рис.2 повторять историю возникновения промыслов в поселке Кубачи и о знаменитых его мастерах. Все это можно прочитать в статье И.Сотниковой на Сайте.
О кубачинских наперстках также имеется статья того же автора. Но в этой замечательной статье сделаны осторожные выводы, которые я процитирую почти полностью: «…серебряные наперстки с чернением производились артелью "Художник" поселка Кубачи Дахадаевского района Дагестана в конце сороковых - пятидесятые годы. По всей видимости, они клеймились особыми клеймами в виде лилий». Из этих выводов рис.3 рис.4 следует, что наперстки в п. Кубачи изготовляли не очень продолжительное время с клеймом-именником «стилизованная лилия» (открытие этого клейма на наперстках принадлежит И.Сотниковой).
В моих же статьях «О вопросе о кубачинских наперстках», выставленных на Сайте, я вообще не касался собственно кубачинских рис.5 рис.6 наперстков, а отделял из общей «кучи» серебряных наперстков с чернью не свойственные этому региону предметы. На тот период у меня было недостаточно наперсточного материала.
К настоящему моменту я просмотрел и изучил несколько десятков серебряных наперстков с чернением и выделил группу наперстков, которую можно с полной уверенностью считать изделиями кубачинских мастеров.
Моя уверенность появилась в тот момент, когда мне попались в руки два предмета. Первый – это наперсток с именным клеймом «КХК3», то есть «Кубачинский рис.7 рис.8 художественный комбинат, 1963 год», пробирное клеймо Москва, пятиконечная звезда, 875 (Рис. 1,2). Второй предмет – кольцо с наперстком, на котором имеется именное клеймо 9КХК (1969 год) (Рис. 3,4).
Осталась не решенной проблема с именным клеймом «стилизованная лилия». Эта проблема решилась следующим образом. В то время как на практически идентичных наперстках появился именник «КХК», исчезает именник «лилия». Таким образом, одно клеймо на кубачинских наперстках (лилия) была заменена на другое – «КХК» с цифрой, рис.9 рис.10 обозначающей год выпуска.
Заготовки кубачинских наперстков изготовляли в два приема: тулово вырезали из серебряного листа и затем сворачивали в конус (всегда можно видеть шов или внутри или снаружи боковой поверхности). Вершину делали тоже из листа, накатывали на ней лунки из равносторонних ромбов (хотя, крайне редко, встречается и вафельная вершина). Вершину припаивали к тулову. Шов между вершиной и туловом скрывали либо насечкой, либо чернением. Иногда шов не скрывали. Затем на боковую поверхность рис.11 рис.12 наносили способом гравировки с чернением растительный орнамент. На описании этого орнамента следует остановиться особо.
Очень хорошее описание этого орнамента я нашел в журнале «Прорез» за 2004 год на страницах 6-11, из этого издания я его и цитирую. «Кубачинцы прекрасно владеют техникой чернения и гравировки. Их сочетание дает неожиданные эффекты: черневой орнамент выступает на светлом фоне серебра, то фоном орнаменту является чернь. К этому можно добавить густоту орнамента и различные его варианты: в виде пояска («лум»), отдельных орнаментальных головок рис.13 рис.14 (их называют «бикь»), композиционных сплетений. Среди них рисунок тутта — симметричная ветвь — восходит к наиболее древним элементам декора — древу жизни, он часто встречается в старых геральдических композициях и в виде «корневого столба» украшал дом горца. Узор «мархарай» (заросль) состоит из целой орнаментальной спирали; «москов» — московский узор представляет собой несимметричную ветку, «тамга» — медальон в виде листа, звезды, розетки и пр. Различные рис.15 вариации этих элементов и создают все многообразие кубачинского орнаментального стиля».
Ниже я представляю временную последовательность изготовления кубачинских наперстков. Я установил эту последовательность, и, естественно, она не является аксиомой, но прилагаю к каждому наперстку свои доказательства.
Самым ранним, из известных мне, кубачинских наперстков Советского периода, я считаю наперсток, представленный на рис. 1. рис.16 Даже, среди остальных, этот наперстков выделяется глубиной проработки орнамента, высококачественной чернью. Время изготовления – до 1940-х годов, так как он имеет пробирное клеймо цифры 875 в слегка овальном прямоугольнике. Подобные клейма ставили в послереволюционные годы на изделиях из драгоценных металлов. Подобные клейма ставили и в более позднее время на вспомогательных частях изделий. Но наперсток никогда не являлся вспомогательной частью изделия и на них всегда ставили рис.17 основное пробирное клеймо (Рис. 3,4). Орнаментом на представленном наперстке является «тута» (древо жизни), повторенное четыре раза на боковой поверхности. Но, что на мой взгляд, очень занятно, так это оставленная мастерами на нижней боковой части тулова специальной арочки для нанесения клейм (Рис. 5,6). Именно в этой арочке поставлены клейма 875 и «лилия».
Подобные арочки можно найти на всех довоенных кубачинских наперстках, но не всегда они рис.18 были использованы, особенно пробирными инспекторами. Кроме арочек, на наперстках, среди орнамента, оставлялись и картуши для инициалов хозяев. Правда, эти картуши использовали крайне редко и они оставались пустыми. Любопытно, что один из картушей изображен в виде лилии – кубачинского клейма (рис. 7). Пробирные клейма, на ранних кубачинских наперстках Советского времени, ставили в городе Баку (Рис. 8,9), но, в основном, в Москве (Рис. 10, 11). Крайне редко на кубачинских наперстках наряду с рис.19 пробирным и именным клеймам можно встретить буквенные клейма. Например, букву А или И (Рис. 12).
На конец сороковых и пятидесятые годы приходится массовое изготовление кубачинских наперстков. Об этом свидетельствует большое количество сохранившихся экземпляров. Интересное наблюдение, именное клеймо «лилия», как правило, соседствует с пробным клеймом, хотя наносились они в разных городах (Рис. 13 – 19).
Как я уже писал выше, именное клеймо «лилия» было заменено на «КХК» где-то после 1958 рис.20рис.21рис.22 года (в пробирном клейме в этот год появилась «пятиконечная звезда» вместо «головы рабочего»). Но, конкретно, в каком году это изменение произошло пока не ясно. У меня имеется несколько явно кубачинских наперстков, на которых в «лилии» видна непонятная буква (Рис. 20, 21). Еще на одном наперстке клеймо-именник явно читается как «КХ3» (Рис. 22, 23). Возможно это одно из первых кубачинских клейм с буквами и цифрой.
Я не обнаружил, до настоящего времени, ни одного кубачинского наперстка с так любимым многими коллекционерами наперстков словом «Кавказ».
Таким образом, в Советский период, кубачинские наперстки изготовляли в значительном количестве на протяжении длительного времени. Эти наперстки легко отличить от других черненых наперстков по именному клейму, способу изготовления и характерному орнаменту.


9 июня 2012г.