Холмогорская резьба по кости


Холмогорская резьба по кости



Ирина Сотникова

Село Холмогоры находится в 75 км от Архангельска. Художественная обработка кости известна на Руси еще с X века. В Холмогорах этот промысел появился в XVII веке. Известно, Холмогорская резьба по кости что царь Алексей Михайлович посылал в Холмогоры заказы на выполнение гребней, чарок, посохов из кости. Также известно, что в Оружейную палату Московского Кремля вызывали братьев Семена и Петра Шешениных, которые участвовали в реставрации трона Ивана III, выполненного греческими мастерами в XV веке. В XVIII веке возникла мода на костяные изделия, и промысел расцвел: в Холмогорах и соседних деревнях на Курострове изготавливались разнообразные изделия. В одной из этих деревень — Вавчуге находилась первая русская судостроительная верфь братьев Бажениных. Приезжавший сюда по делам русского флота Петр I, обратил внимание на искусную резьбу по кости местных мастеров и сам увлекся этим искусством. Его работы экспонируются в отделе русской культуры Государственного Эрмитажа. Резчики использовали мамонтовую кость, моржовую кость, цевку (полую трубчатую кость крупного рогатого скота). Понимая, что простая кость не имеет такой красоты, как моржовая и мамонтовая кость, мастера находили разнообразные приемы обогащения этого материала. Они окрашивали пластины кости, на этот фон наносили гравированный орнамент, состоящий из разнообразных комбинаций концентрических кружков с точкой в центре (глазковый орнамент). Не все пластины окрашивались, часть оставляли белой и украшали цветной гравировкой или ажурной резьбой, в которую вплетались рельефные изображения птиц и зверей. К концу XVIII века в стиле холмогорского искусства намечаются изменения, уходит пышность, нарядность, оказывает влияние господствующий стиль эпохи — классицизм. Это выражается в строгой прямоугольной форме, отсутствии цвета. Ажурный узор превращается в ромбовидную сетку, на фоне которой помещаются изящные гирлянды цветов, монограммы. Мастера конца XVIII века — О.Х.Дудин, Н.С.Верещагин. К середине XIX века увлечение костью прошло, спрос сократился, на Курострове в деревне Денисовка, родине Ломоносова, еще работали несколько мастеров, они делали в основном мелкие изделия: гребни, игольники, вязальные крючки и т.д. Во второй половине XIX века с целью поддержания промысла статистический комитет города Архангельска организовал в 1885 году класс резьбы по кости. В начале XX века три старых мастера В.П.Гурьев, В.Т.Узиков, Г.Е.Петровский, ученики этого класса, становятся учителями молодых резчиков, возрожденного после революции промысла. В 1930 году в селе Ломоносово была создана трехгодичная школа резьбы по кости, в 1933 году 30 ее выпускников создали первую артель. Выпускник холмогорской школы М.А.Христофоров в 1937 году на всемирной выставке в Париже получил за свои работы золотую медаль, в дальнейшем он почти сорок лет руководил фабрикой. Современные мастера Ломоносовской фабрики художественной резьбы по кости в селе Ломоносово Холмогорского района Архангельской области работают в технике ажурной и рельефной резьбы. Они изготавливают шкатулки, сигаретницы, коробочки, мундштуки, трубки, украшения, вазы, кубки. Резчики часто обращаются к сюжетам русских народных сказок, воспевают природу русского севера. Используют они окраску простой кости, цветную и простую гравировки, ажурную, рельефную и объемную резьбу, а также оклейную работу: пластины из кости наклеивают на деревянные изделия либо просто склеивают изделия из готовых пластин. Мастера В.А.Просвирнин, Н.Д.Буторин, В.Я.Кузнецов и др.
На фотографии представлен наперсток из цевки, выполненный мастером из Архангельской области.

Использованная литература:
Бардина Р.А. Изделия народных художественных промыслов и сувениры. — М.: Высшая школа, 1977.
Орловский Э.И. Изделия народных художественных промыслов. — Л.: Лениздат, 1974.
Попова О.С., Каплан Н.И. Русские художественные промыслы. — М.: Знание, 1984.
Барадулин В.А. и др. Основы художественного ремесла. — М.: Просвещение, 1979.
Каплан Н.И., Митлянская Т.Б. Народные художественные промыслы. — М.: Высшая школа, 1980.
БСЭ. Изд. 3-е. — М.: СЭ, 1970-1978.


сентябрь 2003г.