Федоскинская миниатюра


Федоскинская миниатюра



Ирина Сотникова

Федоскинская миниатюра возникла благодаря одной вредной привычке, которая была распространена в XVIII веке. В те давние времена было очень модно нюхать табак, причем Федоскинская миниатюра этим занимались все: знать, простолюдины, мужчины, женщины. Табак хранили в табакерках из золота, серебра, черепаховой кости, фарфора и других материалов. И вот в Европе стали делать табакерки из прессованного картона, пропитанного растительным маслом и просушенного при температуре до 100°C. Этот материал стали называть папье-маше (жеваная бумага). Табакерки покрывали черным грунтом и черным лаком, в росписи использовали классические сюжеты. Такие табакерки были очень популярны в России, поэтому в 1796 году в сельце Данилково в 30 км от Москвы, купец П.И.Коробов начал производство круглых табакерок, которые украшали наклеенными на их крышки гравюрами. Гравюры покрывали прозрачным лаком, позднее их стали раскрашивать, а затем вместо гравюр появились живописные миниатюры. Начинал Коробов с лакированных козырьков, а свой способ производства шкатулок позаимствовал у И.Г.Штобвассера из города Брауншвейга (Германия). С 1819 года фабрикой владел зять Коробова П.В.Лукутин. Вместе со своим сыном А.П.Лукутиным он расширил производство, организовал обучение русских мастеров, при нем производство перевели в село Федоскино. Благодаря творчеству русских мастеров, лукутинские лаки приобрели самобытность и национальный колорит, как в сюжетах, так и в технологии. К 1830 году на фабрике работало 100 мастеров, в риcовальной школе учились 20 человек. Изделия были очень различны и по цене (от 2 рублей 80 копеек до 300 рублей за дюжину), и по видам: кроме табакерок изготавливались шкатулки, очешники, игольницы, обложки для семейных альбомов, чайницы, пасхальные яйца, подносы и многое другое. Они находили применение не только в помещичьем быту, но и в мещанской среде в России, а также вывозились за границу. Лукутиных неоднократно награждали медалями на промышленных выставках. На лукутинских изделиях XIX века в технике масляной живописи выполнены виды Московского Кремля и других архитектурных памятников, сцены из народной жизни. Особенно были популярны катания на тройках, гуляния или крестьянские пляски, чаепития за самоваром. Мастера или сами придумывали сюжеты, или копировали их у известных художников. Так прототипом для лукутинских троек послужил рисунок художника А.О.Орловского.
Федоскинская миниатюра Федоскинские миниатюристы используют две разновидности миниатюрной живописи: письмо по-плотному и письмо по-сквозному. Письмо по-плотному: поверхность зачищают пемзовым порошком, выдавливают из тюбика свинцовые белила, разравнивают, просушивают и переводят с кальки контуры рисунка. Краски размешиваются льняным маслом, кисти используют тонкие беличьи. Первый слой — подмалевок: плотными красками изображают общие формы всех фигур. Сушка в естественных условиях 2-3 дня, в сушильном шкафу 3-4 часа, после сушки изделие покрывают светлым лаком. Высохший лак прочищают порошком пемзы, протирают льняным маслом и наносят перемалевок: прописывают детали, уточняют формы более тонким слоем красок. Все операции повторяются и затем выполняют лессировку — дальнейшее уточнение и проработку изображений прозрачными красками, тонким более ярким слоем. Бликовка — это последние мазки светлой краской, передающие блики на предметах. Письмо по-сквозному отличается тем, что грунт под живопись наносят не белый, а металлический (алюминиевый или бронзовый порошок, золото, тонкие листочки потали ) или перламутр. Перламутровые пластинки врезаются в толщу папье-маше и скрепляются с основой казеиновым клеем, порошок, листовое сусальное золото или поталь наклеиваются на недосушенную лаковую пленку. Традиционной федоскинской миниатюре присуще органическое сочетание приемов письма по-плотному и по-сквозному, это дает необычайный декоративный эффект. Федоскинская миниатюра всегда дополняется золотым орнаментом, который пишется лаком с подмешанными в него белилами, на него накладывается сусальное золото. Его излишки убираются ватным тампоном. В Федоскине были также разработаны приемы оригинальной декорировки изделий: скань (узор из мелких чеканных металлических элементов), цировка (узор в виде расходящихся от центра блестящих волнистых лучей), роспись под черепашку, рисунок шотландка (по аналогии с шотландскими тканями), имитация малахита, красного дерева. От художников-миниатюристов изделие попадает в руки лакировщиков и полировщиков. Вещи покрывают тремя слоями светлого масляного лака с просушкой и прочисткой каждого слоя. После покрытия четвертым слоем лака изделия шлифуют зернистой пемзой и полируют сначала трепелом (порошком из обожженного черепка), затем цигейковым мехом.
Фабрика Лукутина просуществовала до 1904 года. В 1910 году при содействии Московского губернского земства была организована "Федоскинская трудовая артель бывших мастеров фабрики Лукутина". В нее вошли прекрасные мастера-миниатюристы: С.И.Бородкин, И.П.Лавров, А.А.Кругликов и другие — около десяти человек. Артель продолжила свою работу и после революции. В 20-30 годах коллектив разрастался, появились новые сюжеты, отражающие советскую действительность. В 40-50 годы работали заслуженные художники РСФСР В.Д.Липицкий, М.Г.Пашинин, И.И.Страхов, М.С.Чижов. В 60-70 годах — Г.И.Ларишев, А.А.Толстов и др. Федоскинская фабрика миниатюрной живописи выпускает шкатулки, ларцы, пудреницы, игольницы, чайницы, броши, кулоны и другие изделия из папье-маше. Народные мастера Федоскина сохранили лучшие традиции лукутинской миниатюры, до сих пор для федоскинцев типичны старинные сюжеты: хороводы, чаепития, летние и зимние тройки. Русские сказки, исторические события, пейзажи подмосковья также используются в росписи.

На фотографиях представлены два наперстка федоскинской лаковой миниатюры из частной коллекции.


Использованная литература:
Бардина Р.А. Изделия народных художественных промыслов и сувениры. — М.: Высшая школа, 1977.
Орловский Э.И. Изделия народных художественных промыслов. — Л.: Лениздат, 1974.
Попова О.С., Каплан Н.И. Русские художественные промыслы. — М.: Знание, 1984.
Барадулин В.А. и др. Основы художественного ремесла. — М.: Просвещение, 1979.
Каплан Н.И., Митлянская Т.Б. Народные художественные промыслы. — М.: Высшая школа, 1980.
БСЭ. Изд. 3-е. — М.: СЭ, 1970-1978.


сентябрь 2003г.