Чернолощеная керамика


Чернолощеная керамика



Ирина Сотникова

Слово "керамика" происходит от греческого "keramos", что означает глина. Керамикой принято называть гончарные, фаянсовые, фарфоровые изделия.

Обычно гончарные промыслы возникали там, где была доброкачественная глина. Глину смешивали с водой до тестообразного состояния и на гончарном круге формовали изделия, Чернолощеная керамика затем сушили и после этого обжигали в печи. Одним из старейших приемов украшения глиняных изделий было лощение — блестящие полоски, которыми с помощью гладкого камня или кости (лощила) покрывали часть либо всю поверхность не совсем высохшего и необожженного еще изделия. Лощение делало поверхность более прочной и менее водопроницаемой. Лощеная керамика подразделяется на краснолощеную и чернолощеную. Первая — естественного цвета красной гончарной глины, вторая — задымленная, обожженная в коптящем пламени без доступа кислорода. Такую черную керамику еще называют томленой и мореной. Этот древний тип гончарства был распространен в разных районах России, в некоторых местах он сохранился до наших дней.
Чернолощеная керамика широко бытовала в Ростове в XIX веке. В окрестностях Ростова залегают керамические глины хорошего качества — желтые, коричневые, черные. Для Краснолощеная керамика производства чернолощеной керамики, по внешнему виду напоминающей чугунные изделия, требуются черные глины, т.к. из более светлых предметы получаются черновато-серого цвета. Ростовские чернолощеные изделия отличались высоким качеством, они даже попали в собрание Русского музея, это произошло после Всероссийской кустарной выставки, которая проходила в Петербурге в 1902 году. Случилось так, что к середине прошлого века знаменитый промысел угас, но в настоящее время он возрождается: на территории Ростовского кремля в Успенском соборе создана гончарная мастерская А.И.Шабалова, в которой изготавливаются посуда, игрушки и сувениры. Изделия производятся методом шликерного литья, способ морения керамики модернизирован. Мастерская изготавливает (среди прочего) сувенирные колокольчики как чернолощеные, так и краснолощеные. Возможно, наперстки с надписью "Ростов Великий" выполнены в той же самой мастерской. Оба наперстка украшены гербом Ростова: "в червленом поле олень серебряный, рога, грива и копыта золотыя (высочайше утвержден 31.8.1778)".
Один из наперстков — более крупный (высотой 2,5 см, диаметром 3см) — выполнен в чернолощеной технике, другой — маленький (высотой 1,5 см, диаметром 2 см) — в краснолощеной. Изготовлены и расписаны наперстки вручную.


Использованные материалы:
Попова О.С., Каплан Н.И. Русские художественные промыслы. — М.: Знание, 1984.
Миловский А.С. Скачи, добрый единорог. — М.: Детская литература, 1982.
Орловский Э.И. Изделия народных художественных промыслов. — Л.: Лениздат, 1974.
Колокольная галерея
Ростов Великий
zvon.yaroslavl.ru


1 августа 2006г.