Гжель


Гжель



Ирина Сотникова

Гжель — самый известный русский народный керамический промысел. Подмосковный район из 30 деревень (Речицы, Гжель, Жирово, Турыгино, Бахтеево, Новохаритоново, Володино, Кузяево и др.) славится своими гончарными изделиями с XVI века. Название Гжель, видимо, произошло от слова жечь, обжигать глину. Примечательно, что первый русский фарфор Д.И.Виноградова был выполнен из гжельских глин.
Высокого художественного уровня Гжельская керамика достигла во второй половине XVIII Гжель века, когда "черные" (простые) и "муравленые" (поливные) гончарные изделия сменяются майоликой. Это квасники, кумганы, кувшины, рукомои, кружки, блюда, тарелки и др., украшенные орнаментальной и сюжетной росписью, выполненной зеленой, желтой, синей и лилово-коричневой краской по белому фону. Утилитарные и декоративные свойства предметов органично дополняли друг друга, в росписи использовались близкие и понятные сюжеты: растительные мотивы, пейзажи, городские и деревенские виды, птицы. Основным принципом гжельской росписи стало сочетание графического письма с живописной раскраской цветом. Новый самобытный товар завоевал популярность среди населения, что позволило распространить производство: в конце 80-х годов XVIII века в Гжели насчитывалось двадцать пять майоликовых предприятий. Но в 90-е годы все изменилось — в процессе конкурентной борьбы дорогая майолика была заменена более простым в изготовлении полуфаянсом: изделиями из белой глины, покрытыми бесцветной прозрачной глазурью и украшенными, как правило, синей подглазурной росписью. Ограничение росписи одним цветом поставило перед мастерами задачу совершенствования техники письма, поэтому тематика росписи заметно сузилась, сконцентрировавшись на растительных и орнаментальных рисунках. Гжель Первоначально полуфаянсовая посуда по форме была близка майоликовой — крупные кумганы, квасники со скульптурой, затем формы стали проще — кувшины, рукомои, чернильницы, солонки и др. Полуфаянсовое производство существовало в Гжели на протяжении всего XIX века, наряду с появившимися вслед за ним тонким фаянсом и фарфором, хотя гжельский фаянс не достиг высот майолики и полуфаянса. Со второй четверти XIX века кустарные производства Гжели постепенно становились небольшими фабриками, на которых сохранялся патриархальный уклад. Это был этап совершенствования керамического промысла. Гжельские мастера применяли разные техники декорирования фаянса — рельеф, цветные поливы, люстр, полихромную живопись, использовали механический способ нанесения рисунка — печать. Промышленный способ производства позволил увеличить выпуск фаянса и распространить его в России.
Возникновение первого гжельского фарфора по народному преданию связывают с именем Павла Куликова, основавшего свое производство в 1802 году в деревне Володино Бронницкого уезда. Мастерству фарфорового дела П.Куликов обучился на заводе Отто в Перове под Москвой. Надо заметить, что свои секреты Куликов так тщательно хранил, что Гжель при его жизни их узнать никому не удалось, только после его смерти два гончара тайком позаимствовали образец сырья и скопировали горн. Таким образом, секрет производства фарфора распространился среди гжельцев. Постепенно сформировался костяк фарфоровых заводов Гжели: предприятия Храпунова, Фомина, Тереховых и Киселева, Дунашова, Барминых, Новых, Гулиных, Кудиновых и др. Эти фабриканты были потомственными керамистами. Хотя для деятельных людей и других специальностей новая отрасль представляла широкие возможности, например, Кузнецов Я.В., основавший свое первое фарфоровое производство (Новохаритоновское) в 1812 году, был кузнецом, по его профессии была названа вся династия крупных предпринимателей отечественной фарфоровой промышленности — Кузнецовы.
Задолго до возникновения фарфорового производства в Гжели утвердился традиционный прием декоративной росписи, сочетавший элементы графического письма с живописной трактовкой крупных мотивов. Этот прием получил свое развитие в фарфоре. Самобытен колорит гжельской фарфоровой росписи, который строился на контрасте открытых локальных тонов: пурпур и зелень, кобальт и золото, усиленных белым фоном черепка. Гжель Кистевая роспись кобальтом в сочетании с надглазурным рисунком, а затем и с позолотой делала декор глубоким и многослойным. Такой декор сложился во второй четверти XIX века.
С появлением во второй половине XIX века крупных фабрик бывшие владельцы мелких предприятий и члены их семей пополнили ряды наемных рабочих, которые способствовали сохранению народной традиции в росписи фарфора и сыграли большую роль в формировании советского фарфора. В дальнейшем в процессе ускоренного массового производства фарфора вычленились два рисунка: "агашка" - скоростная свободная кистевая роспись с цветочными мотивами и "прозолоть" — легкий, воздушный, силуэтно-графический рисунок в виде тонких побегов.
В ассортимент массового фарфора Гжели входила разнообразная продукция: посуда, игрушки, скульптура, причем художественным своеобразием гжельской пластики были обобщенная форма и условность цвета. Темы и сюжеты мастера находили в окружающей их действительности: домашние животные, сценки из семейной и трудовой жизни.
На рубеже XIX-XX веков искусство гжельского промысла пришло в упадок, сказался кризис кустарного производства, наблюдавшийся повсеместно.
После революции в Гжели продолжали работать мелкие мастерские, которые выпускали Гжель традиционную керамическую посуду, игрушки и прочие изделия невысокого качества. С конца 20-х годов начали возникать артели — "Вперед, керамика", "2-я пятилетка", "Художественная керамика" (1936г.) и др., которые постепенно возвращались к производству художественных вещей. Но этому помешала война.
В послевоенный период (в середине 40-х годов) началось возрождение промысла, а в 50-е годы Гжель приобретает свое удивительное и неповторимое лицо, в большой степени благодаря исследованиям искусствоведа А.Б.Салтыкова и работам московской художницы Н.И.Бессарабовой. Основой этого возрождения послужило наследие гжельской майолики XVIII века и полуфаянса XIX века. Роспись же была принята одноцветная синяя подглазурная (кобальтом) по типу традиционной полуфаянсовой с сохранением характерных для Гжели приемов — сочетанием крупного, написанного кистью мотива с графической разработкой растительных элементов.
Дальнейшая судьба Гжели также оказалась тесно связана с творчеством художников-профессионалов. В 1954 году после окончания Строгановского училища на производство пришла Л.П.Азарова. Если деятельность Н.И.Бессарабовой была направлена на создание посудных форм и живописного декора (хотя ею создавалась и мелкая пластика), особенностью творчества Л.П. Азаровой стало развитие скульптурного направления. За годы работы на предприятии Азарова создала довольно обширную коллекцию скульптуры, персонажи которой составляют мир житейских будней: курочка клюет, конь скачет, бабы идут с коромыслами, женщины вяжут чулки, раздувают самовар, читают газету. Вспоминаются при этом яркие образы народного лубка.
Значительный вклад в развитие пластики Гжели 60-х годов внесла Н.Квитницкая, наделившая в своем творчестве традиционные образы народной скульптуры особой поэтичностью.
С юности связала свою деятельность с гжельским промыслом потомственная керамистка Т.С.Дунашова, виртуозно владевшая искусством росписи и работавшая также над созданием форм своих произведений.
В 1972 году на базе шести маленьких производств, расположенных в нескольких деревнях, было создано объединение "Гжель". Основным способом изготовления изделий являлось литье в гипсовых формах, мастера Гжели расписывали каждое изделие только вручную, роспись производилась подглазурным кобальтом.

Подведя итог, можно сказать, что вот уже более двух веков искусство Гжели остается уникальным явлением отечественной художественной культуры.


Использованная литература:
Мусина Р.Р. Искусство Гжели. — М.: Знание, 1985.
Попова О.С., Каплан Н.И. Русские художественные промыслы. — М.: Знание, 1984.
Барадулин В.А. и др. Основы художественного ремесла. — М.: Просвещение, 1979.
Бардина Р.А. Изделия народных художественных промыслов и сувениры. — М.: Высшая школа, 1986.
Орловский Э.И. Изделия народных художественных промыслов. — Л.: Лениздат, 1974.
Каплан Н.И., Митлянская Т.Б. Народные художественные промыслы. — М.: Высшая школа, 1980.


4 июня 2008 г.