Кубачинские художественные изделия


Кубачинские художественные изделия



Ирина Сотникова

Высоко в Сирагинских горах Дагестана примерно в ста километрах от города Дербент расположен древний аул Кубачи. Еще в VII веке изделия кубачинских мастеров были известны
Кубачинские художественные изделия в Закавказье и на Ближнем Востоке, сделанные ими мечи, кольчуги, кинжалы ("кубачи" значит "кольчужники") высоко ценились во многих странах. В XVIII - XIX вв. аул прославился художественной обработкой металла.
В Кубачи мастер гравировки считается центральной фигурой производства. Он предлагает форму произведения, разрабатывает орнамент, выполняет гравировочные работы. Особенность кубачинской гравировки заключается в том, что вся поверхность изделия покрывается орнаментом. При создании орнамента мастер применяет различную технику гравировки, чернение и золочение. Гравировка бывает мелкая и глубокая (последняя в изготовлении намного сложнее первой).
В кубачинском орнаменте различают два основных вида: "тутта" (ветвь) — симметричный орнамент, подобный стилизованной ветви и "мархарай" (заросль) — несимметричный орнамент в виде разбегающихся во все стороны спиралей. Есть и более мелкие орнаменты, которые используются в различных сочетаниях, например, "тамга" (медальон).
В Кубачи существуют целые династии граверов, монтировщиков, филигранщиков. Специализация была потомственной, переходящей из поколения в поколение, и семья являлась своеобразной школой мастерства. Жители Кубачи помнят имена выдающихся мастеров XIX века: Г.Ибрагимова, М.Кясова, А.Аккаева, И.Уссаева, Ш.Мунгиева, Г.Абдурахманова, знаменитых филигранщиков А.Кургаева, братьев Тубчиевых, несколько семейств Шахаевых и других, чьи внуки и правнуки работают на художественном комбинате.
Кубачинский художественный комбинат возник как кустарное объединение в 1924 году, а затем преобразовался в кустарно-промысловую артель "Специалист". В 1980 году на комбинате работали 598 человек, из них 335 — женщины. При комбинате есть небольшой музей.
Производство изделий на комбинате состоит из нескольких этапов: сначала создается эскиз на бумаге, по этому эскизу художник-мастер изготавливает из золота или серебра задуманное изделие. Путь его начинается в цехе монтировки, из монтировочного заготовка поступает в граверный цех, где наносится рисунок, потом борозды покрываются кашицей (чернью) из сернистых соединений серебра, свинца и меди. На следующем этапе изделие прокаливается, чернь плавится и заливает борозды, выявляя рисунок орнамента, наконец, изделия полируются и золотятся в гальваническом цехе. Оформление некоторых изделий дополняется филигранными вставками (сканью), иногда применяются вставки с гравированной костью. Кубачинцы славятся также как прекрасные мастера цветной художественной эмали.
Великолепные образцы кубачинского искусства — сосуды, шкатулки, бокалы, украшения создавали замечательные художники Р.Алиханов, Г.Б.Магомедов, А.Г.Халиков и др. На многих международных выставках изделия отмечались высокими наградами, например, в Брюсселе кубачинские мастера получили две золотые медали. Коллекция изделий находится в Государственном Эрмитаже, Государственном Историческом музее, Государственном Русском музее, Государственном музее этнографии.

Фотографии кубачинских наперстков из частной коллекции.



Использованная литература:
Шефов А.Н. Народные мастера Дагестана. — Л.: Художник РСФСР, 1982.
Магомедова М.О. Узоры жизни. — М.: Советская Россия, 1974.
Орловский Э.И. Изделия народных художественных промыслов. — Л.: Лениздат, 1974.
Лямин И.В. Художественная обработка металлов. — М.: Машиностроение, 1984.
БСЭ. Изд. 3-е. — М.: СЭ, 1970-1978.


4 октября 2006г.