Чернь - Русские наперстки

Чернь


К вопросу о кубачинских наперстках (1)



В.Н.Клещинов


О мастерах-ювелирах Дагестанского аула Кубачи известно очень давно и написано много книг (это высказывание даже можно оставить без ссылок на литературу). Также, по-моему, рис.1 ни у кого не вызывает сомнения, что кубачинские мастера изготовляли наперстки. Больше того, значительную часть серебряных наперстков с чернью относят к кубачинским мастерам, особенно с надписью «Кавказ». Наверное и я продолжал бы большую часть наперстков с надписью «Кавказ» в своей коллекции относить к кубачинским мастерам, не попадись мне серебряная с чернью и надписью «Кавказ» пряжка с ясно видимыми клеймами (на наперстках клейма либо очень плохо видны, либо вообще отсутствуют) (Рис. 1). И я занялся расшифровкой этих клейм на пряжке. К моему великому удивлению клеймо мастера (ШШ) соответствовало «неизвестный мастер, 1899-1908 гг., именник мастера с клеймом Киевского пробирного округа (серебряный пояс с чернью, ГИМ)» (цит. по 1 , № 665, стр. 167).
Несколько смущенный этим я собрал все свои серебряные наперстки с чернением и словом «Кавказ», а также словами «Крым» и «Ялта» и принялся изучать клейма. Первый наперсток рис.2 рис.2a оказался с клеймом мастера ЛК, проба «женская голова в кокошнике, обращенная вправо», 84 пробы с греческой буквой ν «ню» (Рис. 2, 2а). Открываю книгу М.М. Постниковой-Лосевой с соав. (1) и читаю: № 632, стр. 166 « Неизвестный мастер с клеймом Киевского пробирного управления после 1908 года». Дальше – больше, в книге Э.Г Аствацатурян (2): « ЛК – Киевский пробирный округ 1899-1908 гг., Житомир».
Несколько озабоченный подобными результатами поиска (г. Житомир), я просмотрел остальные отобранные наперстки, результат исследования был не совсем таким, который я ожидал: наперстки с надписью «Кавказ» и клеймами мастеров А, НР, И; «Крым» - IК, «Ялта» - ВФ (Рис. 3, 3а) с пробирным клеймом 84 пробы, содержали греческую букву «ню». рис.3 В книге Э.Г. Аствацатурян на стр. 36 после слова «Житомир» читаю (дословное цитирование): « С 1900 –х гг. местные мастера стали производить так называемые кавказские изделия: пояса, застегивающиеся кинжальчиками, пряжки, флаконы для духов, чернильницы … Эти изделия мастера украшали черневым, похожим на кавказский, орнаментом и надписью «Кавказ». Сбывались они на Кавказ и в Крым, где местные торговцы продавали их как кавказские изделия. Они составляли значительную конкуренцию настоящим кавказским изделиям, так как очень рис.3a сходные с ними по виду были легче весом и менее тщательно выполнены, следовательно, и продавались дешевле. На житомирских «кавказских» изделиях выбиты клейма Киевского окружного пробирного управления: АВ – Александр Выржиковский, ЛО – Лев Олекс, буквенное обозначение Киевского Пробирного округа – греческая буква ν (ню)».
И действительно все житомирские «кавказские» наперстки рис.4 выглядят очень тонкими, и с постоянными дефектами – вершины наперстков имеют сквозные дырки, часто были отслоены, чернение от времени местами свалилось, припаенные по «юбке» наперстков ободки либо отваливаются, либо были вообще потеряны.
В своей коллекции я обнаружил еще один наперсток с надписью «Крым», с клеймом мастера ЯI, но пробирное клеймо содержало «голову рабочего с молотком», имело 875 пробу, но все с той же буквой «ню» - Киевского окружного пробирного управления (Рис. 4). Значит и после 1917 года в г. Житомир изготовляли «кавказские» изделия.
Дальнейшие мои исследования серебряных наперстков с чернением читайте в следующих статьях.

1.Постникова-Лосева М.М., Платонова Н.Г., Ульянова Б.Л. Золотое и серебряное дело XV-XX вв., М., «Наука», 1983, 375 стр.
2.Аствацатурян Э.Г. Указатель клейм и имен кавказских мастеров оружейного и серебряного дела. Москва, 1982, 259 стр.


26 апреля 2009г.

К вопросу о кубачинских наперстках (2)



В.Н.Клещинов


В предыдущей статье о житомирских «кавказских» наперстках я писал, что они довольно легкие, плохого качества изготовления и пробированы в Киевском пробирном округе (1). рис.1 Продолжая разбирать серебряные наперстки с чернением из моей коллекции, я выделил значительную группу данных предметов с клеймом «мастера» ЖА, пробирным клеймом «голова рабочего с молотком» 875 пробы и греческой буквой ι "йота", что соответствует - УССР, Харьковское окружное пробирное управление. Пробирное клеймо с такой пробой и буквой использовалось с 1927 по 1946 годы.
Все наперстки имеют слегка выпуклую «вафельную» вершину. На боковой «рабочей» поверхности наперстков можно видеть надпись «Кавказ» (Рис. 1), различный растительный орнамент (Рис. 2) или пятиконечную звезду (Рис. 3). Качество изготовления подобных наперстков было намного рис.2 лучше житомирских: вес их больше, стенки плотнее, дефектов практически не наблюдалось. Хотя разные наперстки были изготовлены различными способами: различалась глубина чернения (от совершенно плоского до объемного с ручной прорезью изображения), наличие или отсутствие ободков по «юбке» наперстков, наличие или отсутствие лунок на боковой поверхности, их всех объединяет наличие клейма с одинаковыми буквами – ЖА.
В Советское время практически отсутствуют именные клейма мастеров на мелких серебряных изделиях, а ставились клейма различных объединений мастеров. И в данном рис.3 случае, по-видимому, следует искать не инициалы одного мастера, а сокращенное название ювелирного объединения. Например, буква А может означать слово «артель». В г. Харьков и прилежащих областях мне не удалось разыскать расшифровку этих букв ( в г. Жданов было в те годы ювелирное объединение, но сам город тогда, как и сейчас, называется Мариуполь).
Таким образом, все же удалось установить еще одно место изготовления серебряных наперстков с чернением – Украина, г. Харьков или его окрестности, 1927-1946 годы.


1.Постникова-Лосева М.М., Платонова Н.Г., Ульянова Б.Л. Золотое и серебряное дело XV-XX вв., М., «Наука», 1983, 375 стр.

30 апреля 2009г.

К вопросу о кубачинских наперстках (3)



В.Н.Клещинов


Продолжая разбирать серебряные наперстки с чернением, я обнаружил еще одну группу подобных предметов, выделяющихся по способу изготовления из всех предыдущих групп. рис.1 Первое, что бросается в глаза, – это выпуклые вершины с лунками, расположенными концентрическими кольцами с точкой в центре (Рис.1). При этом несколько рядов лунок присутствуют и на боковой рабочей поверхности, а нижняя часть («юбка») наперстков украшена ажурным ободком. Также, отличительной чертой данной группы наперстков было наличие на черненой поверхности чистой плакетки для нанесения инициалов владельца (Рис.2). Чернение очень плотное, со временем не осыпалось. Часть наперстков содержит растительный орнамент, на нескольких имеется надпись «На память». Эта надпись рис.2 отличается по технике изготовления от надписей «Кавказ» и других тем, что в данном случае отдельные буквы оставались белыми (или заштрихованными вручную черточками), а чернилось поле вокруг них.
Анализ клейм показал наличие на двух наперстках клейма мастера ЛС и рис.3 пробирного с «женской головой в кокошнике, обращенной вправо», 84 пробы с греческой буквой α (альфа). Это при «переводе» оказалось: Сорокин Логин Михайлов, с. Красное, 1898 год, Петербургское пробирное управление (Постникова-Лосева М.М., № 979). На третьем наперстке (Рис.2) кроме 84 пробы ни буквы пробирного управления, ни клейма мастера разобрать не удалось.
Еще один наперсток, выполненный в подобной манере (лунки концентрическими кругами, в надписи «На память» буквы белые - поле черное и т.п.), содержал другие клейма: мастера – буква П (?), а пробирное: «голова рис.4 рабочего с молотком» 875 пробы с греческой буквой β «бета» (Рис.3). Это соответствует – «село Красное Костромской области, Красносельская инспекция пробирного надзора, 1954-1958 годы». Клеймо мастера расшифровать не удалось.
Таким образом, из небытия всплыл еще один центр, в котором изготовляли в своей характерной технике серебряные наперстки с чернением – это расположенное на реке Волга ниже г. Кострома село Красное, славящиеся своими ювелирными мастерами в течение нескольких веков. Пока известно, что наперстки в этом месте производили с конца 19 века до 1954-1958 годов.
На этом история изготовления серебряных наперстков с чернением далека рис.5 от своего завершения. Недавно мне привезли из Дагестанского аула Балхар великолепный наперсток, выполненный в отличающемся от других черненых наперстков стиле (Рис.4). Кроме того даже в моей коллекции имеется еще целый ряд наперстков с надписью «Кавказ», 84 пробы, которые еще ждут своей атрибуции, например, рис.5. И я уверен, что практически в любой коллекции наперстков имеются аналогичные предметы, а это большое поле для их изучения.


6 мая 2009г.