Нюрнбергские наперстки, найденные на территории России


Нюрнбергские наперстки, найденные на территории России



В.Н.Клещинов

1.Утилитарные латунные наперстки 16 века

Хотя в некоторых странах Европы изготовление наперстков началось задолго до 14 века, первые записи о мастерах-наперсточниках из г. Нюрнберг (Германия) известны лишь с конца 14 века, а именно с 1373 года. Временем расцвета производства наперстков в Нюрнберге считают 15 век, их зенитом — 16 век. По мере совершенствования производства нюрнбергские мастера-наперсточники превращались в основных поставщиков наперстков в большинство стран Европы, в том числе на территорию современной России.
В западной литературе по истории наперстков выделяют два периода. Первый, когда наперстки изготавливались вручную, без производственных методов. Второй – после 1700 года, когда голландцы изобрели способ серийного производства крупных партий наперстков. Интересно отметить, что из Нюрнбергских наперстков на российской территории часто встречаются наперстки 14-16 веков, а наперстки 17 века пока попадались только двух типов.
При изготовлении ранних наперстков в европейских странах применялись, в основном, два разных технологических процесса: отливка заготовки и ковка заготовки. При отливке металл заливали в специальные формы, после его затвердения заготовки вынимали и лишний металл удаляли, поверхность обрабатывали, затем вручную наносили лунки.
Кованые наперстки изготовляли из тонких листов металла, поэтому они всегда были легче литых.
Согласно данным литературы, самые ранние Нюрнбергские наперстки были небольших рис.1 размеров, имели характерную форму, похожую на пчелиный улей, их так и называют – ульеобразные (Рис. 1). Этот тип наперстков, датируемый 14-15 веками, пока ни разу не был найден на российской земле, и для коллекции их приходится приобретать в магазинах Западной Европы.
К 16 веку относится изготовление огромного количества простых, недекорированных наперстков. В значительном числе они встречаются на юге Краснодарского края, в южных частях Украины и реже в Центральных областях России. В западной литературе к ним относятся довольно пренебрежительно, называя их обыкновенными, утилитарными. На мой взгляд подобное отношение несколько обижает данную группу наперстков, хотя можно согласиться, что внешне они довольно однообразны и не содержат каких-либо украшений так ценимых западными исследователями и коллекционерами.
Самой характерной особенностью этой группы наперстков являются лунки, выполненные в рис.2 виде вертикальных зарубок, всегда имеющих вид правосторонней спирали по боковой рабочей поверхности и своеобразным завитком на вершине. Спирали могут располагаться довольно редко или заполнять всю поверхность (Рис. 2). Направление спирали говорит о том, что наперстки были изготовлены после 1530 года, то есть после образования в городе гильдии мастеров-наперсточников.
Самыми ранними из этой группы следует считать наперстки также ульеобразной формы рис.3 (Рис. 3), но с вертикальными зарубками и правосторонней спиралью. Эти наперстки встречаются на территории России довольно редко, выполнены очень изящно, имеют довольно толстые стенки и поэтому, как правило, практически не деформируются после попадания в землю. Насечки на спиралях бывают крупными и мелкими (Рис.3). рис.2a рис.3a Хотя в западной литературе даже специально оговорено, что на подобного типа наперстках не отмечено клейм мастеров (1), в моей коллекции имеется несколько наперстков с очень красивыми клеймами. Например, в виде четырехлепестковой розы (Рис. 3а) или даже в виде короны (Рис. 2а).
Основную же часть описываемой группы составляют наперстки с довольно тонкими рис.4 стенками, самых разных размеров и форм, так что перечислять их не имеет особого смысла. Отмечу, однако, что наряду с наперстками для взрослых, довольно часто встречаются экземпляры для девушек и детей (Рис. 4).
Если придерживаться классификации наперстков по форме лунок, то к этой группе можно включить и швейные кольца с такими же вертикальными лунками и правосторонней рис.5 спирали (Рис. 5). Но следует отметить, что подобные кольца пока на территории России не встречены. Время их изготовления также 16 век.
Таким образом, можно отметить, что производство этого типа наперстков было в 16 веке массово налаженным, что оно удовлетворяло потребности различных возрастных групп в Западной Европе и, частично, на территории России, и что мастера гордились своими изделиями, ставя на них свои клейма.



2. Наперстки с различными декорами

Основным источником информации о ранних наперстках является небольшая книга Diane Pelham Burn, которая так и называется: «Ранние наперстки» (1). Книга довольно хорошо иллюстрирована и затрагивает почти все аспекты темы. Но после прочтения, вопросов остается, на мой взгляд, больше, чем до. Основные и бесспорные факты, касающиеся, например, испано-мавританских, ранних английских наперстков и некоторых других изложены правильно, но чуть дело касается менее изученных вопросов, таких, как происхождение или объединение в группы наперстков – налицо полная путаница. Это в значительной мере касается и описания Нюрнбергских наперстков. Например, описывая одну группу наперстков, автор так аргументирует ее принадлежность: «не существует каких-либо доказательств того, что эти наперстки с необычными отверстиями на вершине были изготовлены в Нюрнберге, но я чувствую, что они именно оттуда» (дословный перевод). Действительно, чувства, в этом случае, веское доказательство. Хотя давно показано (но автор, как-то это проигнорировал), что археологи их нашли при раскопках Коринфа и относят к Византии 10-12 веков. Подобные примеры можно продолжать. Не могу пропустить и такой факт: один и тот же наперсток сначала фигурирует как Нюрнбергский (стр. 35, рис. 18 слева внизу), а затем как английский (стр. 47, рис. 35 слева внизу).
В западной литературе чувствуется нелюбовь к целым группам разных и порой замечательных наперстков, которые изображены на рисунках «кучами», без каких-либо описаний. Хотя полюбившемуся наперстку автор дает описание на целые страницы, делая при этом выводы из «своих чувств».
Все это пролог к данной статье. К сожалению, мне не удалось ознакомиться с экспозицией Германского Национального музея в Нюрнберге, но я мог внимательно изучить Нюрнбергские наперстки в Музее Креглингена. В этом Музее основная экспозиция данных наперстков разделена на два ряда по 15-20 штук. Я спросил у хозяина Музея Т. Грейфа, по какому принципу Нюрнбергские наперстки разделены на эти две группы. Я задавал этот вопрос не один раз и получал всегда один и тот же ответ – расположены совершенно случайным образом. А дело в том, что один ряд содержит такие типы наперстков, которые не встречаются на территории России, а второй ряд, наоборот, – наперстки, в большом количестве находимые на нашей территории.
Спустя некоторое время, я понял, что в первый ряд входят наперстки, изготовленные до 1530 рис.1 года – года образования в Германии гильдии мастеров-наперсточников, все они были сделаны различными способами (и ковка, и литье заготовок), а лунки, в основном, изготавливались или ударным способом, или с помощью гуртильного колеса с одним рядом зубцов по спирали, начиная слева. Подобные наперстки пока приходится приобретать для коллекции в Европейских магазинах, рис.2 и на их описании я останавливаться не буду, представив лишь некоторые только на фотографиях (Рис. 1,2).
Во втором ряду различные наперстки легко разделяются на группы, среди которых имеется группа наперстков с декором, о них и пойдет речь далее. Но прежде, чем говорить о наперстках с декором, следует описать группу Нюрнбергских наперстков, которая является как бы переходной от утилитарных наперстков к наперсткам с декором. Кстати, упоминание о таких переходных наперстках как-то осталось не замеченным в литературе. Все они сделаны из кованых заготовок, имеют тулово на конус с острой вершиной (Рис. 3). Лунки круглой формы, рис.3 расположены по правосторонней спирали, изготовлены с помощью гуртильного колеса с одним рядом зубьев. Нижняя часть боковой поверхности украшена обычно одной полоской. Подобные наперстки в значительном количестве находят на юге Кубани и в Крыму. Изредка попадаются экземпляры и с клеймами мастеров. Наряду с наперстками для взрослых, встречаются и детские, причем в огромных количествах (Рис. 3а ). Таким рис.3a образом, можно заключить, что эти наперстки изготовлялись с начала 16 века.
Что же касается собственно Нюрнбергских наперстков с декором, то первые такие наперстки также изготовляли из кованых заготовок, на которые наносили прямоугольные лунки по правосторонней спирали. Причем вначале лунки делали на боковой поверхности, затем оставляли свободный ободок и снова наносили лунки на вершину, также по правосторонней спирали. На нижнюю часть боковой поверхности между несколькими слоями колец или прямо по ним, рис.4 вручную набивали однотипный декор (Рис. 4). Здесь следует отметить, что эта группа наперстков, пожалуй, самая многочисленная из находимых на юге Кубани, но выбитые изображения зачастую трудно разобрать. Именно в этой группе наперстков встречается больше всего клейм мастеров, иногда довольно изящно исполненных, например, в виде веточки с цветком (Рис. 5). О многочисленности этой группы говорит и тот факт, что в моей коллекции есть шесть рис.5 наперстков с клеймом одного мастера! Это удивительный случай для находок средневековых вещей, если, конечно, не предположить, что эти наперстки не привозились издалека, а изготавливались мастерами на месте находок.
В этой многочисленной группе встречаются наперстки всевозможных размеров, в том числе и очень много детских, которые иногда имеют даже клеймо мастера.
В завершении описания группы наперстков с различными изображениями по низу рабочей поверхности, хотелось бы обратить внимание читателей еще на один наперсток, очень похожий по способу изготовления и внешнему виду, но приобретенный мной в турецкой антикварной лавке. При этом продавцы многократно подтверждали его турецкое происхождение (Рис.6). Этот наперсток также сделан из кованой рис.6 заготовки, на которую лунки были нанесены в два приема, но весь наперсток выполнен более изящно, нежели наперстки из выше описанной группы. Декорированный ободок, расположенный на «юбке» наперстка заполнен ровным рядом вертикальных лунок, которые в этом случае выполняют роль украшения.
Я специально останавливаюсь на турецком наперстке отдельно, так как боюсь, чтобы в какой-нибудь многочисленной группе не «утонул» предмет другого происхождения.
У меня в коллекции есть два наперстка, аналогичных турецкому, но найденных на Кубани, а эта территория, как известно, длительное время находилась под властью Турции.



3. Наперстки со сложным декором

Прежде чем приступить к описанию нюрнбергских наперстков со сложным декором, я хотел бы остановиться на двух необычных группах наперстков, которые отсутствуют в книге Д.Пелхам Бёрн «Ранние наперстки», хотя они есть в коллекции нюрнбергских наперстков Музея в Креглингене. Полагаю, что они не включены в описание из-за внешнего вида – отсутствия изображений и надписей.
В первую группу выделены латунные наперстки конической формы, довольно узкие, но рис.1 высокие, с круглыми лунками по правой спирали и слегка выпуклой вершиной (Рис.1). Размеры наперстков – нижний диаметр 14-18мм, высота – 22-25мм. К этой группе относятся три наперстка, найденные на юге Кубани. На двух наперстках отсутствуют клейма мастеров, и только один содержит его в виде ананаса у начала спирали, из чего можно датировать изготовление их с начала 16 века.
Во вторую группу выделяются наперстки конической формы с лунками, изготовленными по спирали в правую сторону и слегка выпуклой вершиной (Рис.2). Они резко отличаются от рис.2 тех нюрнбергских наперстков, которые описаны в предыдущих статьях, большими размерами – нижний диаметр 20мм, при высоте 22-24мм. К этой группе относятся два редких наперстка, найденные на юге Кубани: оба наперстка содержат клейма мастеров, откуда можно сделать вывод, что они были изготовлены во второй половине 16 века.
Теперь перейдем к нюрнбергским наперсткам со сложным декором. Д.Пелхам Бёрн выделяет несколько типов таких наперстков, тип 1 я описал в предыдущей статье. К типу 2 она относит наперстки, имеющие два ряда рис.2a орнамента по низу боковой поверхности и сильно заостренную вершину (рис.2а).
Также к типу 2 Д.Пелхам Бёрн, по непонятной причине, относит и наперстки цилиндрической формы, два – с выбитыми лунками сердцами на боковой поверхности, три – с надписями на латинском и староитальянском языках по низу боковой поверхности,. Все эти наперстки имеют также необычную вершину, с лунками, выбитыми по ромбам. Все пять найдены далеко от Нюрнберга – в Испании, Франции и Турции, на каких основаниях автор считает их нюрнбергскими, не указывается. Я видел один наперсток, изготовленный в подобной манере – цилиндрической формы, правда на вершине лунки располагались не по конусам, а по треугольникам (Рис. 3), как и на тех пяти, рис.3 клейма мастера на нем не видно. Найден он в Крыму, в г.Балаклава, в котором находятся руины Генуэзской крепости Чембало. Можно предположить, что все эти наперстки скорее итальянского происхождения.
Наперстки, которые Д.Пелхам Бёрн классифицирует как типы 3 и 4, пока были найдены только на юге Кубани и практически в единичных экземплярах.
К типу 3 относятся латунные наперстки конической формы, изготовленные из кованых заготовок. Округлые лунки расположены по правой спирали и изготовлены с помощью гуртильного колеса с одним рядом зубьев. Вершины у этих рис.4 наперстков плоские. Почти половину боковой поверхности наперстка занимает орнамент, который обрамлен сверху и снизу несколькими рядами разных ободков (Рис. 4). Все наперстки имеют клейма мастеров.
К типу 4 относятся наперстки, которые отличаются от типа 3 более внушительными размерами и элегантностью (Рис. 5) и обязательно содержат клейма мастеров. Обе группы датируются концом 16 – началом 17 веков.
Далее в книге Д.Пелхам Бёрн идет описание изящных, серебряных и даже датированных нюрнбергских наперстков из различных музеев мира, мне подобные наперстки рис.5 не встречались, их описание не входит в рамки настоящей статьи.
В заключении хотелось бы добавить, что в конце 16 – начале 17 веков в Европе появляются более дешевые голландские наперстки, которые постепенно вытесняют с рынков нюрнбергские наперстки. Таким образом, спрос на них стал падать, и во второй половине 17 века производство наперстков в Нюрнберге стало постепенно угасать.


1. D. Pelham Burn. Early Thimbles. TCI, 2001.

12 января 2009г.