Абрамцево-кудринская резьба


Абрамцево-кудринская резьба



Ирина Сотникова

Абрамцево-кудринская резьба по дереву — народный промысел, который появился в конце XIX века. В 1884 (по другим сведениям в 1882) году в подмосковном имении С.И.Мамонтова Абрамцево при школе грамотности, основанной женой мецената Е.Г.Мамонтовой, была Шкафчик организована столярная мастерская для крестьянских детей из соседних деревень. Надо отметить, что в одном из писем Мамонтовой за 1886 год сообщается, что мастерская была открыта лет 8 назад, следовательно, в 1878году. В 1885 году столярно-резчицкую мастерскую возглавила Е.Д.Поленова (сестра В.Д.Поленова). Обучение в мастерской продолжалось три года, оно было бесплатным, после окончания выпускники получали в подарок верстак и набор инструментов и становились надомниками. По образцам Поленовой мастера изготавливали резные изделия (полочки, шкатулки, солонки, рамки, кресла, шкафчики, столы, стулья, комоды и т.д), которые продавались сначала в московском Кустарном музее у Никитских ворот, а затем в специально открытом "Магазине русских работ" на Петровке. За девять лет работы (до 1893г.) художница выполнила более 100 проектов резных художественных изделий (см. справа шкафчик с колонкой). Заметим, что вклад Поленовой в обучение мастеров и пропаганду художественной резьбы неоспорим, хотя ее эскизы и изделия, по мнению некоторых исследователей, не всегда соответствовали той задаче, которую она перед собой ставила. Считалось, что стремясь возродить русский национальный стиль, художница воспринимала его во многом формально. По прошествии лет, однако, становится понятно, что без Поленовой новый этап развития российских художественных промыслов (в частности резьба по дереву) не был бы столь ярок и самобытен, а изделия, выполненные по ее эскизам, до сих пор поражают любителей народного творчества оригинальной, слегка тяжеловесной красотой. Кажется, что эти предметы, предназначенные для витязей, пришли к нам прямо из Наперстки русской сказки. Своей деятельностью Е.Д.Поленова оказала влияние на целый регион: ее бывшие ученики селились неподалеку в селе Хотьково, деревнях Кудрино, Артемово, Глебово, Митино, Мутовки, Быково и продолжали работать по заказам мастерской, которая становилась все более популярной. Абрамцевские изделия выполнялись по единой системе, в которой преобладала плоская трехгранновыемчатая резьба. Утолщенные части декорировались геометрическими ленточными орнаментами, тонкие филенки украшались растительными мотивами. Изделия морились в темный цвет. Огромный интерес тогдашнего общества ко всему русскому, национальному способствовал необычайному спросу на абрамцевские резные изделия.
Среди учеников мастерской был и будущий основатель абрамцево-кудринского промысла Василий Петрович Ворносков. Пройдя курс обучения, молодой мастер открыл свою мастерскую в деревне Кудрино. Сначала Ворносков и работавшие с ним мастера производили изделия на токарной и столярной основе с легкой ажурной геометрической резьбой, но Ворносков искал свой собственный стиль резьбы и создал его — построенный на невысоком мягком рельефе, кружевном узоре веток и листьев, оплетающих поверхность изделия, с
Наперстки закруглением краев рельефа. Для выполнения такой сложной резьбы требовались более 20 видов различных стамесок. Затем готовые изделия обрабатывались морилкой разных оттенков коричневого или вишневого цвета, выпуклые части полировались, а фон оставался матовым. Ворносковская или кудринская резьба стала очень популярной, деревянные изделия с такой резьбой продавались по всей России.
В начале XX века в окрестных селах организуются новые артели: Хотьковская (1910г.), Мутовкинская (1918г.), Кудринская — т.к. мастерская Ворноскова во время Первой Мировой войны закрылась (1921г.), Левковская (1931г.), Ахтырская (1932г.). В 1936г. путем слияния трех артелей: Кудринской, Мутовкинской и Ахтырской была образована Ахтырская артель. В 1940 году она объединилась с Хотьковской, образовав в Хотькове Ахтырскую столярно-художественную артель. В 1960 году эта артель была преобразована в Хотьковскую фабрику резных художественных изделий, а в 1970 году фабрика слилась с Хотьковской фабрикой "Народное искусство", где продолжает развиваться абрамцево-кудринский стиль резьбы по дереву.
Мастера абрамцево-кудринской резьбы производят изделия на столярной и токарной основе с резьбой, удачно сочетая традиционную рельефную резьбу с заоваленным контуром и слегка углубленным фоном с новыми способами обработки дерева. Изделия обрабатывают морилкой и полируют (или покрывают лаком) при этом они приобретают красивую окраску от золотистых до темно-коричневых тонов. Главная же особенность изделий абрамцево-кудринской резьбы по дереву — густой орнамент из изгибающихся ветвей и побегов. Для изготовления изделий используется древесина липы, реже — березы. На поверхность изделия наносится контур будущего рисунка, затем стамесками, резцами и напильниками мастер-резчик выбирает фон и постепенно производит доводку рисунка. Среди лучших мастеров — М.В.Артемьев, А.И.Гуляева, Т.В.Альхимович и др.
Современный ассортимент изделий включает в себя предметы утилитарного назначения (шкатулки, сухарницы, конфетницы, солонки, курительные наборы), декоративного характера — (панно, тарелки и др.), украшенные растительным узором с характерной пальчатообразной резьбой.

На фотографиях представлены наперстки с геометрической резьбой, выполненные (по всей видимости) в Хотькове (из частной коллекции).


Использованная литература:
Бардина Р.А. Изделия народных художественных промыслов и сувениры. — М.: Высшая школа, 1977.
Орловский Э.И. Изделия народных художественных промыслов. — Л.: Лениздат, 1974.
Попова О.С., Каплан Н.И. Русские художественные промыслы. — М.: Знание, 1984.
Рогов А.П. Кладовая радости. — М.: Просвещение, 1982.
Супрун Л.Я. Резьба и роспись по дереву. — М.: Легкая и пищевая промышленность, 1983.
Арзуманова О.И. и др. Музей-заповедник "Абрамцево". — М.: Изобразительное искусство, 1989.
Коган Д.З. Мамонтовский кружок. — М.: Изобразительное искусство, 1970.
Белоглазова Н.М. В.Поленов и Е.Поленова в Абрамцеве. — Л.: Художник РСФСР, 1980.
БСЭ. Изд. 3-е. — М.: СЭ, 1970-1978.


18 мая 2008г.