Способы изготовления наперстков - Русские наперстки

Способы изготовления наперстков


Способы изготовления наперстков



В.Н.Клещинов


В настоящей заметке я описал известные мне способы изготовления рис.1 наперстков, как в Западной Европе, так и на территории бывшего СССР. Рассматриваются способы изготовления только рабочих наперстков, сувенирные наперстки не затрагиваются.
Исторически, по времени и способам изготовления наперстки делятся на ранние и более поздние (1).
Ранними считаются наперстки, сделанные ручным способом без применения производственных методов серийного изготовления значительных партий. В рис.2 Европе период ранних наперстков, по одним источникам, начинается с 1 века н.э., по другим с 8-9 веков и заканчивается в середине 17 века после изобретения голландцами способа серийного производства наперстков (2).
В европейских странах при изготовлении ранних наперстков из бронзы или латуни, реже из драгоценных металлов, в основном, использовали два разных технологических процесса: литьё и ковка (3).
При методе литья для изготовления заготовок наперстков сначала делали рис.3 металлическую форму (Рис. 1,2), в которую заливали раскаленный металл. После того как металл остывал, форму разбирали и с грубых заготовок удаляли лишний металл, а затем, на боковую рабочую поверхность наносили вручную лунки (4). Самый простой способ: лунки набивали с помощью кернера или предмета, заменяющего его. Более сложный: лунки наносили с помощью гуртильного кольца с одним или несколькими рядами зубцов. Реже использовали еще один способ – сверление лунок при помощи ручной дрели. На ранних наперстках лунки располагались либо хаотично по всей рабочей поверхности, либо вертикальными или горизонтальными рядами, либо по спирали как слева направо, так и наоборот (Рис. 3). При этом вершина могла отсутствовать (открытые наперстки), либо ее оставляли чистой (без лунок), либо тоже покрывали лунками.
Для открытых наперстков, так называемых швейных колец, как правило, рис.4 применялся несколько иной способ литья заготовок: отливали из металла полотно, нарезали его на небольшие полоски, которые затем скручивали в кольцо, а шов либо запаивали, либо оставляли открытым (Рис. 4). Лунки наносили теми же способами, как и для закрытых наперстков.
Литые наперстки имеют более толстые стенки и более правильную форму, чем кованые.
Процесс изготовления кованых наперстков легко проследить по фотографиям из Музея наперстков г. Креглингена (фото разрешил рис.5использовать хозяин Музея господин Т. Грейф). На рис. 5 представлены 10 этапов производства наперстков. Под первыми четырьмя номерами – этапы рис.6 выковывания заготовки. Под пятым номером – готовая, выровненная заготовка. Под 6 номером – заготовка после того, как, поместив ее на специальный штатив, сделали бордюр внизу наперстка (Рис. 6). Под 7 и 8 номерами – заготовки с лунками на вершине, которые набивались при помощи специальных штампов (Рис. 7,8). Под номером 9 – заготовка с лунками на боковой рабочей поверхности. Под номером 10 – готовый наперсток, на который, при желании, можно нанести либо рисунок, либо просто надпись. Рисунки на ранних наперстках делались ручным способом. Как делали изображение на более поздних наперстках, показано на рис. 9. Мы видим: вырезанный железный рис.7 штамп (на заднем плане), над штампом – отбитая с него серебряная пластинка с рисунком, внизу – та же серебряная пластинка, но скрученная в кольцо, а справа она уже припаяна к заготовке. На этом процесс изготовления кованого наперстка закончен, остается, если наперсток из драгоценного металла, рис.8 поставить клеймо мастера и пробирное клеймо.
Иногда заготовки делали не из целого куска металла, а из тонкой пластины, которую отковывали в форме, а затем несколько раз отжигали для придания пластичности и сглаживания складок на боковой поверхности.
Существовали и несколько отличающиеся от этого способы изготовления кованых наперстков. Например, нередко рис.9 использовался такой способ. Тонкую полоску металла отбивали молотком на круге, вырезали по форме и свертывали на конус, шов спаивали. Затем на отдельной пластинке металла выбивали вершину, которую припаивали к ранее изготовленному конусу. После нанесения на боковую рабочую поверхность лунок и украшений получали готовый наперсток (Рис. 10).
Следует отметить, что в Европе уже в рис.10 Средние века, наперстки изготовляли в строго определенных городах, причем люди, специально обученные и получившие лицензию.
Иное дело в дореволюционной России, в разные эпохи и у разных народов, населявших ее обширную территорию. Здесь можно встретить и способы, традиционные для Европы, и некоторые разновидности европейской ковки и литья, и отличающиеся способы изготовления заготовок. Рассмотрим несколько таких способов.
На рис. 11 представлен предмет, найденный в Волгоградской области и рис.11относящийся к Бронзовому веку, который по археологическим данным завершился в местах находки не ранее 8 века до н.э. Заготовку, а точнее почти наперсток, отливали из красной бронзы в виде узкой пластинки на деревянной или глиняной форме с торчащими вверх пупырышками, от которых после процесса остывания металла на заготовке оставались лунки. Затем пластинку сгибали в кольцо, шов не запаивали, и наперсток был готов.
Приблизительно подобным способом изготовляли наперстки финно-угорские рис.12племена Верхнего Прикамья: их находят с сопутствующими вещами времени «Звериного стиля», поэтому их можно датировать 5-10 веками н.э. На рис. 12 представлен наперсток, заготовку для которого отливали в плоской форме с ромбическим рисунком, затем вырезали по нужному размеру, сворачивали в бочкообразную форму, а линию шва скрепляли на застежках.
На рис. 13 проиллюстрирован еще один способ отливки заготовок-наперстков, применявшийся у славян в 12-14 веках (а возможно и у финно-угорских племен). Отливка происходила в один прием из оловянистой рис.13 бронзы (очень мягкого природного металла), вынутая из формы заготовка не проходила дальнейшей обработки и была готова к применению как наперсток: мягкий металл позволял работать с иглами без предварительного нанесения лунок. Подобные наперстки были найдены в Брянской и Ровенской области.
Со второй половины 17 до 19 века включительно в России также применялся отличный от европейского способ изготовления рис.14 рис.15 литых наперстков. При этом способе латунную заготовку отливали в форме, а затем на боковую поверхность наносили довольно толстый слой железа, по которому накатывали лунки. Подобным способом делали открытые наперстки, которые находят в огромных количествах в различных областях России (Рис. 14). Мне пока известен лишь один экземпляр подобного наперстка с вершиной (Рис. 15).
На территории Золотой Орды в 13-15 веках наперстки изготовляли рис.16 следующим способом. Из тонкого полотна красной бронзы вырезали слегка трапециевидную заготовку нужного размера. Затем её сгибали в открытый конус, шов запаивали, верхнюю часть заготовки немного сгибали вовнутрь, оставляя на вершине свободное место. Лунки набивали вручную, вертикально по всей боковой поверхности (Рис. 16) (5).
Необычный материал для изготовления наперстков использовали сарматы в 3 веке н.э. В городе Никоний (ныне с. Роксоланы Одесской области) археологами был обнаружен наперсток, сделанный из глины. Процесс изготовления мог выглядеть следующим образом: коническую форму рис.17 заполняли сырой глиной, затем выдавливали лишнее, а оставшуюся глину тщательно обжигали, и наперсток был готов. При этом лунки не делали – глиняный наперсток прекрасно проталкивал металлическую иглу (Рис. 17).
Ещё один необычный способ литья использовали жители рис.18Средневекового Херсона в 9-11 веках. Ремесленники этого города отливали из бронзы раздельно две одинаковые половинки будущего наперстка. Затем эти половинки спаивали той же бронзой, и после нанесения лунок наперсток был готов к употреблению (Рис. 18).
Как я уже писал в начале статьи, серийное производство больших партий наперстков началось в Голландии в начале 17 века с изобретением специального станка. С помощью этого станка и соответствующих инструментов стало очень легко наносить лунки на боковой поверхности наперстков (это был, пожалуй, самый трудоемкий процесс). Из-за дешевизны наперстков, изготовленных новым способом, резко упал спрос на дорогие наперстки, сделанные вручную. И хотя сам способ был изобретен в г. Нюрнберг, но его там не приняли, посчитав, что это приведет к резкому уменьшению числа рабочих мест в рис.19 городе. В итоге спрос на нюрнбергские наперстки упал, а производство наперстков сначала сократилось и затем вообще прекратилось, не выдержав конкуренции с более дешевыми голландскими и английскими наперстками. рис.20В двадцатом веке появился еще один способ изготовления наперстков – штамповка (о штамповке наперстков мне не встречались данных в литературе). В этом случае заготовка наперстка получается в результате одного удара штампа по листу металла с последующим нанесением лунок, бордюра, надписей или украшений. Все эти этапы изготовления можно увидеть на рис. 19. Очень редко штамповка происходила в два удара – первым делалась алюминиевая заготовка, вторым – тонкая внешняя «рубашка» из железа, в дальнейшем части соединялись (Рис. 20).

Литература

1.Burn D.P. Early Thimbles. TCI, 2001
2.McConnel Br. The Story of the Thimbles: an illustrated guide for collectors. 1991.
3.Holmes E.F. A History of Thimbles. 1985.
4.Greif H. Talks about Thimbles. Carinhia. 1984
5.Клещинов В.Н. Золотоордынские наперстки XIII-XV вв. – Нумизматика, 2006, № 12, с. 21.


19 января 2010г.