Херендский фарфор


Херендский фарфор



Ирина Сотникова


Предшественницей Херендского фарфорового завода была небольшая мануфактура Винце Штингла, которая изготавливала фаянсовую посуду и проводила опыты по изготовлению фарфора. Судя по Виктория свидетельству грамот, эта мастерская существовала уже в 1826 году. Газета "Пешти Хирлап" сообщала в 1842 году, что "неподалеку от населенного пункта Херенд в области Веспрем уже 14 лет тому назад был обнаружен материал для изготовления фарфора, однако 11-летние попытки его использования привели к получению лишь несовершенных, желтых и серых по окраске изделий". В музее Херендского завода хранятся тарелки этого периода. Из документов известно, что Штингл брал крупные денежные займы, однако это не помогло, поэтому он был вынужден передать свое предприятие одному из кредиторов — Мору Фишеру. Вложения Фишера, начиная с 1839 года, дали новый толчок развития заводу. Уже на первой выставке Венгерского декоративно-прикладного искусства в 1842 году продукцию завода оценили очень высоко. Фарфоровые заводы того времени старались усовершенствовать стиль первого фарфорового завода Европы — Мейсенского. Хотя художники Херенда и использовали мейсенские мотивы, но делали их в своем херендском, венгерском стиле. Ярким примером этого служат узоры "Ротшильд", изображающие 12 разных птиц. Бароны Ротшильд заказывали на заводе подобные сервизы, отсюда и название — "Птицы Ротшильдов". Другой популярный узор "Аппони" тоже пришел из Мейсена — это индийские цветы. Сервский фарфор оказал меньшее влияние на продукцию завода, но популярные "Сервские розы", сервизы голубого и розового цвета с белыми медальонами с пасторальными сценами — это примеры такого влияния. Венское влияние сказалось в узорах с изображением альпийских цветов — цикламена, вереска, эдельвейса, а также листьев петрушки. Любимым декором венского двора был узор "Малая роза" — Кубачмелкие розы и бутоны, разбросанные равномерно по поверхности изделия. В 50-е годы появился дальневосточный декор, в 60-х — фигуры в венгерских костюмах.
Зенит славы завода пришелся на 1851-1876 годы, производство в то время развивалось в двух направлениях: выпущенные ранее сервизы и развитие темы восточного фарфора. Приходилось заново открывать секреты массы, красок, обжига. Подражание китайскому фарфору принесло успех, хотя Херенд не только перенимает, но и творит. Его декоры: "Виктория", "Минг", "Геделле", "Кубач", "Siang-Noir", "Poissons", "Эстерхази", "Windsor Castle", "Makao" прославили завод на многих выставках: в Лондоне (1851), Париже (1855), Лондоне (1862), Вене (1873), Санкт-Петербурге (1901) и т.д. Самой удачной оказалась первая выставка, после которой королева Виктория заказала на заводе сервиз, украшенный бабочками и цветами. Этот узор получил название "Queen Victoria".
В начале 1850-х годов на примере подлинной китайской чашки из херендского музея был создан узор "Геделле", получивший свое название из-за королевского дворца в Геделле, т.к. он был подарен супруге Франца-Иосифа Элизабет (Сиси). Более всего следует китайской традиции так называемый "Рыбный" узор ("Poissons"), он применялся на фарфоре голубоватого цвета. Разноцветные рыбы среди водорослей так понравились Францу-Иосифу, что он купил этот сервиз для принца Уэльского, ставшего впоследствии королем Эдуардом VII. С тех пор эти сервизы называются уэльскими. Посол в Москве граф Эстерхази привез в Венгрию в середине XIX века образец узора, названного "Эстерхази" — стилизованный цветочный узор осоки на кирпичном Клеймо фоне и белые китайские иероглифы на кирпичном и темно-зеленом фонах.
После выставки в Париже в 1867 году владелец фабрики Фишер получил дворянство, в качестве дворянской приставки к своей фамилии он избрал имя Фаркашхази.
В 1873 году перед Всемирной выставкой в Вене разразился экономический кризис. Тем не менее выставка состоялась, на ней были представлены всемирно известные изделия херендского завода, получившая очередную медаль. На этой выставке большой успех имел сервиз "Минг", кроме того Франц-Иосиф купил царю стол с фарфоровыми ножками в стиле шинуазри.
После кризиса возникли трудности, которые не могли решить государственные кредиты. Владелец передал завод своим сыновьям в 1876 году. Сыновья стали управлять заводом по-новому, они считали, что отец слишком увлекся художественной частью, не думая о коммерческой выгоде. Сыновья упростили декоры, стремясь увеличить прибыли, однако их действия не принесли результата. В дальнейшем завод был передан сменявшим друг друга акционерным обществам. Постепенно предприятие приходило в упадок. В конце концов правительство предложило купить завод одному из детей Деже Фишера — Йене, который много лет жил и учился за границей. Он изучал керамическую промышленность и художественные течения. Йене Фаркашхази пришел к выводу, что завод должен быть декоративно-прикладным предприятием. В конце столетия в Мюнхене возник новый стиль — югендстиль, который в разных странах имел разные названия, в России он назывался модерн. Сам Фаркашхази увлекался стилем венский сецессион (венский вариант югендстиля). В фарфоре этот стиль выражался в украшении изделий растениями, которые часто покрывали всю поверхность. Благодаря тонкому вкусу Й.Фаркашхази, заводу Херенд удалось избежать чрезмерности. Спроектированные им вазы украшались красивыми "pate sur pate" на фоне пастельных тонов.
На выставке в Санкт-Петербурге в 1901 году были представлены работы в новом стиле, они получили золотую медаль. Несмотря на успехи, в начале века наступило перепроизводство фарфоровых изделий, что затруднило развитие завода, затем Первая мировая война еще больше осложнила положение. В 1923 году Фаркашхази превратил предприятие в акционерное общество. В 1926 году он умер, в этом же году в Филадельфии на выставке завод получил золотую медаль.
После смерти Фаркашхази дирекция завода пополнилась выдающимися представителями общественной жизни и декоративно-прикладного искусства, сам завод модернизировали. Начиная с 30-х годов в Херенде наступила эпоха процветания. Выпускались знаменитые сервизы прошлого: "Виктория", "Геделле", обеденный сервиз с венгерскими мотивами "Motifs Hongrois", изготовленный к 1000-летию Венгрии. В этот период был создан знаменитый охотничий сервиз. Советником по художественным вопросам на заводе был выдающийся художник Эде Телч. В период между двумя мировыми войнами всеобщее признание получила малая пластика: скульптура на венгерские темы, предметы религиозного культа, восточные скульптуры, спортивные скульптуры, фигуры животных, медали, бюсты выдающихся личностей. Причем скульптуры выполняли выдающиеся венгерские художники. После Второй мировой войны, начиная с 1948 года завод стал государственной собственностью. В 50-е годы начался период реконструкций и нового расцвета завода. Технология не претерпела значительных изменений: формовка и раскраска изделий производятся вручную, а вот обработка массы делается машинным способом. Обжиг выполняется в электрических муфельных печах. Опираясь на традиции, мастера изготавливают новые сервизы, малую пластику, декоративные изделия. Кроме заводских художников в работе предприятия принимают участие многие выдающиеся венгерские художники.
Имя Херендского завода фигурирует в ряду других знаменитых европейских заводов, которые славятся своими великими традициями и ручными декорами, однако ему присущ стиль, связанный с венгерским декоративно-прикладным искусством. Именно поэтому Херенд завоевал признание и мировую известность.

Использованная литература:
Д-р Дьезе Шикота. Херендский фарфор. Венгрия. 76с.

5 апреля 2010г.

Для зарегистрированных пользователей подробнее о Херендском фарфоре:
"Херендский фарфор-2"